Согласование числительных с существительными на примере различных лексических тем.

Согласование числительных с существительными на примере различных лексических тем.


Формирование грамматических компонентов, развитие лексико-грамматических категорий — наиболее важные и актуальные проблемы у детей, страдающих речевой патологией.
В процессе работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.
Имя числительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов.
     Количественные числительные обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.
Собирательные числительные  обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
Порядковые числительные – это числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

Сочетание количественных числительных с существительными


      Числительные соединяются с существительными по-разному. Числительное ОДИН имеет формы рода (один, одна, одно), а также формы единственного и множественного числа, различаемые во всех падежах (один-одни, одних, одним..). Это числительное согласуется с существительным во всех формах.
      Количественные числительные, стоящие в именительном и сходном с ним винительном падеже, соединяются с существительными следующим образом:
а) при числительных два, три, четыре существительное употребляется в родительном падеже единственного числа, например: два дома, три стула, четыре куклы;
б) при составных числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, (т.е. 32, 54, 102, 1003 и пр.), существительное ставится тоже в родительном падеже единственного числа: тридцать два дома, тридцать три богатыря, сто четыре дня;
в) при всех других количественных числительных, стоящих в именительном и сходном с ним винительном падеже, существительные ставятся в родительном падеже множественного числа: пять домов, двадцать пять учеников, восемьдесят семь дней.
    Количественные числительные, стоящие в косвенных падежах (кроме винительного), согласуются с существительными (т.е. ставятся в том же падеже): двух домов, трём карандашам, четырьмя неделями.
        Для обучения согласованию числительных с существительными необходимы:
• овладение лексико-грамматическим строем речи;
• понимание последовательности счета;
• формирование представления об образе предмета, восприятия цвета, формы, величины;
• называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов;
• развитие зрительной и слуховой памяти, слухового восприятия.
Для формирования интереса к счету предметов у детей необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать.
В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета, учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную и слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки к формированию навыков учебной деятельности.
При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной группы для первого ознакомления с числом подбираются предметы мужского рода, на следующем занятии — только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используются любые предметы.
В коррекционной работе по обучению согласования числительных с существительными применяется целая система специальных игр и упражнений, поскольку эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам. Так, коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками.
«Один — два»
В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.
Инструкция: показать пальцами правой и левой руки поочередно :
существительные мужского рода: один пальчик — два пальчика; один зайчик — два зайчика; один петушок — два петушка; один гусь — два гуся;
существительные женского рода: одна курочка — две курочки; одна коза — две козы; одна кошка — две кошки; одна собака — две собаки; одна мышка — две мышки.
Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела».
Взрослый: Что у нас по одному? [Один нос (лоб, рот, язык, живот). Одна спина (голова).]
Что у нас по два? [Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха).]
«Веселые числа»
Взрослый: Послушайте вопросы и, показывая пальчиками, назовите ответы.
Сколько у человека носов? (Один нос.)
Сколько у человека ног? (Две ноги.)
Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)
Сколько у зайца ушей? (Два уха.)
Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)
Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)
Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)
Сколько в комнате тумбочек? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? (лексическая тема «Мебель»)
«Прямой и обратный счет от одного до десяти» (со словами и словосочетаниями) ( на примере лексических тем «Домашние животные», «Дикие животные»)
Инструкция: Дотрагиваясь до каждого пальца, сосчитать животных.
Взрослый: Посчитайте количество коров (одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров, шесть коров, семь коров, восемь коров, девять коров, десять коров)  Сколько коров? (десять коров.)
      Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения — движения рукой.
Следует воспитывать умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.
Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета). Следует практиковать самостоятельное придумывание сюжетов детьми.
      На занятиях и в повседневной жизни целесообразно предлагать детям такие упражнения.
1. Я буду начинать предложение, а вы дополнять его одним словом в правильной форме.
На высокой березе сидели пять красногрудых (снегирей).
В коробке лежали шесть разноцветных (карандашей).
У вороны было сломано одно (крыло).
В гнезде пищали четыре маленьких (птенца).
Портниха пришила к платью два (рукава).
В клетке грозно рычали три (льва).
2. Посчитаем? А также поупражняемся в логическом мышлении!
- Пять щенят плюс мама-лайка.
Сколько будет - сосчитай-ка.
(Шесть собак)
- Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
заиньке усатому.
Сколько белочка с тележки
Продала своих орешков?
(Пять орешков)
- Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(Десять морковок.)
- Поздно вечером к пеструшке
На блины пришли подружки:
Три несушки, три квохтушки.
Сколько курочек в избушке?
(Семь курочек.)
- Вяжет бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы.
Подарю вам скоро, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Их носите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!
(Шесть рукавичек.)
- К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
И из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Четыре сороки.)
- Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Сколько их, давай считать!
(Четыре жука?)
- У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
(Восемь лепестков)
3. «Отгадаем?»
Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы и перчатка.)
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
друг друга не находят. (12 месяцев.)
Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
У трех братьев по одной сестре. Сколько всех детей в семье? (Четверо.)
4.«Продолжи счет» (повторим образование множественного числа существительных).
Представьте, что названных мною предметов два и пять: дерево, машинка, лук, яйцо, белка, груша, куст, бокал, окно, карандаш, блюдце, кольцо, палец, ухо, кресло, платье. (два дерева, пять деревьев и т.д.)
5.Игры с движением
— Мы присядем столько раз,
— Сколько карандашей у нас.
— (Один.)
— Наклонились столько раз,
— Сколько капелек у нас.
— (Четыре.)
— Мы подпрыгнем столько раз,
— Сколько яблочек у нас.
— (Два.)
— Повернемся вправо-влево.
— Сколько тучек пролетело?
— (Три.)
5.Д/И «Чего не стало». Для формирования навыков согласования существительных с числительными в родительном падеже.
На доске выставляется ряд /четыре, пять/ картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов, или на столе ставятся группы однородных предметов /чашки, тарелки.../. Сначала дети называют выставленные картинки или предметы. Потом закрывают глаза.  Взрослый убирает одну из картинок или  группу однородных предметов. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки или предметы можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех тарелок, двух ложек. Материалом для игры служат картинки с изображением того или иного количества однородных предметов /от двух до десяти/.
6. Драматизация «Дежурство по столовой».(лексическая тема «Посуда»
Взрослый поручает «дежурному» подготовить столы к «обеду». «Дежурный» по указанию взрослого ставит, например, 5 тарелок, 6 чашек, кладет 4 ложки, 4 вилки и 5 салфеток. А в семье - 8 человек детей.   Проводится беседа: «Кому не хватило посуды?»,   «Сколько ложек нам не хватило?» /тарелок, вилок, чашек, салфеток/.
Этот   вид   работы   предполагает   упражнение   в   употреблении числительных с существительными в родительном падеже.
7. Д/И «Сложи сам». (лексическая тема «Транспорт»)
Детям раздается по 4 палочки, 4 квадрата, 4 прямоугольника, 4 треугольника и 4 кружка. Детям предлагается из имеющихся у них геометрических форм сложить любую фигуру(Машину, лодку,). Сложив фигуру, дети отвечают на вопрос «Из чего ты сложил машину?» - «Я сложил машину из четырех квадратов и двух кружков».
Помимо речевых задач при выполнении этого упражнения закрепляются некоторые геометрические понятия и тренируются навыки конструктивной деятельности.
8. Д/И «Чего не хватает на рисунке?»
Детям показываются рисунки типа «Что забыл нарисовать художник?». На рисунках - стол на двух ножках, стул на одной ножке, машина с одним колесом, кошка с двумя лапами, курица без ног и т.д. Дети отвечают на вопрос: «Чего не хватает и сколько?», употребляя родительный падеж числительных. Например, у стула не хватает двух ножек и т.п.
9. Лото «С кем?» (лексическая тема «Домашние и дикие животные»)
Игра используется для тренировки употребления творительного падежа количественных числительных.
На больших картах изображены разные детеныши /два котенка, три щенка, четыре зайчонка/. На маленьких картах изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Взрослый предъявляет им маленькие карты. Ребенок, у которого на карте изображены соответствующие детеныши, получает изображение их мамы и говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».
10. Д/И «Чудесный мешочек».
Оборудование: Мешочек, Различные мелкие предметы в разных количествах /овощи, фрукты, посуда и т.д./
Задание одному ребенку достать  только  овощи,  другому - только
фрукты   и   сказать   сколько,   каких  предметов   они  достали.
Например: 5 красных помидоров, 5 зеленых яблок.
     Положительно влияет на закрепление знаний чтение таких сказок, как «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Очень помогает в этом кукольный театр по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Колобок». В играх-драматизациях дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.

Заключение.


Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Представленные приемы и дидактические игры способствуют повышению уровня речевого развития детей. Речь детей становится более осознанной, дети будут более внимательны к речи собственной и окружающих; снижается до минимума количество ошибок при употреблении числительных в сочетании с существительными.


1 комментарий:

  1. Уважаемая Рауля! Спасибо за умную статью, в которой чувствуется Ваши внимание и любовь к русскому языку и к детям! С пожеланием успехов и радости от Вашей работы. 🌹
    P.S. Очень сложный путь доступа к возможности сказать СПАСИБО. Обычно я не дохожу до конца и с сожалением вижу, что другие не лучше меня 🥴

    ОтветитьУдалить